ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Доступная среда

Информация о создании условий в учреждении для обучения детей-инвалидов (Программа "Доступная среда")

Информация о создании условий в учреждении для обучения детей-инвалидов (Программа "Доступная среда")

«От образования для всех — к качественному образованию для каждого»

Программа «Доступная среда» в МБОУ СОШ №35 направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы. 

Сведения о специально оборудованных учебных кабинетах

 Дети-инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Имеющиеся формы обучения: 

  • по индивидуальному учебному плану,
  • при наличии медицинских показаний и соответствующих документов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому.

В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. 

 Сведения об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д. Воробьева» имеются оборудованные кабинеты для занятий со специалистами: 

  • кабинет логопеда;
  • кабинет психолога.

Сведения о библиотеке, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 Библиотека в зданииМБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д. Воробьева»укомплектована специальными учебно-методическими материалами для обучающихся с разной нозологией.

Сведения об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 Объекты спорта приспособлены для использования детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ.

Сведения о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д. Воробьева» используются следующие средства обучения и воспитания: 

  • печатные (учебники и учебные пособия, словари, художественная литература, хрестоматии, и т.д.);
  • визуальные (зрительные): таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, английскому языку, литературе, технологии, химии; карты по истории, картины по русскому языку, литературе, портреты по всем учебным предметам, натуральные объекты по биологии, модели, муляжи по биологии, математике, физике, лабораторное оборудование по физике, химии, биологии;
  • механические визуальные приборы: микроскопы;
  • аудиальные (слуховые): магнитофоны, музыкальные центры;
  • аудиовизуальные (зрительно-слуховые): звуковые фильмы;
  • средства, автоматизирующие процесс обучения: компьютеры, мультимедийное оборудование, интерактивные доски.

 Сведения об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации

 Для обеспечения "равного доступа к образованию" для всех учащихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в нашей школе созданы специальные условия, в том числе, доступ в здание образовательной организации детей-инвалидов (инвалидов) и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ): 

  • вход в школуоборудован подъемником;
  • на крыльце перед центральным входом имеется кнопка вызова сотрудника для оказания помощи инвалидам и лицам с ОВЗ;
  • на ступеньках имеется желтая полоса;
  • на входных дверях, а также внутри здания имеется желтый круг – предупредительный знак для слабовидящих людей. Таким образом, в соответствии с законодательством, инвалидам и лицам с ОВЗ образовательной организацией созданы условия для беспрепятственного входа в здание школы и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории школы.

 При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

Сведения о специальных условиях питания

Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д. Воробьева»не практикуется. Дети с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются льготным (за счет бюджета города) двухразовым горячим питанием на основании перечня документов. Столовая расположена на 1 этаже. Перед обеденным залом столовой оборудованы зоны, где имеются умывальники с подачей воды.

 Сведения о специальных условиях охраны здоровья

 В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д. Воробьева»создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся.  Основные направления охраны здоровья: 

  • оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
  • организация питания учащихся;
  • определение оптимальной учебной, внеурочной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
  • пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
  • организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
  • прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
  • профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;
  • обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;
  • профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;
  • проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

 Здание МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д. Воробьева»оснащено противопожарной сигнализацией, информационными табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями, и звуковой информацией для сигнализации об опасности. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в Школе функционируют медицинские кабинеты, оснащённые оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиНом. Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д. Воробьева» возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д. Воробьева»и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. В Школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.

 Информационная база Школы оснащена: 

  • электронной почтой;
  • выходом в Интернет;
  • функционирует официальный сайт.

 Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в Школе действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и преподавателей закрыт.

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 В рамках образовательного процесса осуществляется доступ учащихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством преподавателя, проводящего учебное занятие.  Для лиц с ограниченными возможностями здоровья доступны все электронные ресурсы.

Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношение к образовательному процессу.

Электронные ресурсы: 

  • Электронный дневник
  • Электронныйжурнал

 Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

 Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Это: 

  • мультимедийные комплексы (проектор и экран),
  • интерактивные доски,
  • телевизоры,
  • МФУ.

 Сведения о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д. Воробьева»не имеет общежития, интерната.

 Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д. Воробьева» не имеет общежития, интерната.

Программа «Доступная среда» обеспечивает:

  • создание в МБОУ СОШ №35 специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
  • социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
  • реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.

Ожидаемые результаты:

  • позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
  • обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах,  выставках, конференциях различного уровня.

Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.

«Доступная среда» обеспечивает:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
  • осуществляет индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
  • даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу;
  • обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.

Основные задачи  программы «Доступная среда»:

1. Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:

   1.1 Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

   1.2 Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.

   1.3 Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.

2. Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:

   2.1 Сориентировать коллектив МБОУ СОШ №35 на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.

   2.2 Повысить  профессиональную компетентность педагогов и специалистов.

   2.3 Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.

3. Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:

   3.1 Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании  безбарьерной среды в МБОУ СОШ №35.

   3.2 Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.

Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда»:

  • развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы; 
  • реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение детей

Важную роль в определении образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья играют психолого-медико-педагогические комиссии (далее – ПМПК). В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утверждённым приказом Министерства образования и науки от 24 марта 2009 года за № 95, ПМПК проводят комплексное обследование детей; осуществляет подготовку рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания; оказывают федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействие в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, оказывают консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя:

1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

2) организацию питания обучающихся;

3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в Школе;

9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в Школе;

10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения

Школа при реализации образовательных программ создает условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивает:

1) текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;

2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья;

3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в Школе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5) обучение обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать Школу, может быть также организовано на дому. Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей). Порядок регламентации и оформления отношений Школы и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся

  • Преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях, уровнях образования заложена в учебных программах дисциплин физкультура, окружающий мир, биология и ОБЖ;
  • В школе функционирует медицинский кабинет, осуществляется социально-педагогическое, логопедическое и психологическое сопровождение образовательного процесса.

Инфраструктура школы в соответствии с условиями здоровьесбережения обучающихся

  • Состояние и содержание территории, здания и помещений Школы, а также их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) соответствует требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.
  • В школе функционирует столовая, обучающиеся обеспечены горячим питанием. Предоставляется трехразовое питание, а также питание на льготной основе для отдельных категорий учащихся.
  • Учебные кабинеты, спортивные сооружения оснащены необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ.
  • В учебных кабинетах, спортивных залах и других помещениях для пребывания обучающихся выполняются санитарные правила естественной и искусственной освещенности, воздушно-теплового режима.
  • Медицинский кабинет оснащен в соответствии с требованиями санитарных правил оснащения помещений для работы медицинского персонала с оборудованием для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, оказания первой медицинской помощи.

Рациональная организация образовательного процесса

Неукоснительно соблюдаются санитарные нормы в части организации образовательного процесса, что отражено в учебном плане и расписании занятий, соблюдается режим учебы и отдыха: при составлении расписания учитывается предельно допустимая учебная нагрузка; во всех классах проводятся 3 урока физкультуры.

В период пребывания детей в ГПД ежедневно проводятся прогулки на свежем воздухе.

Большое внимание уделяется соблюдению норм двигательной активности при организации образовательного процесса в соответствии с требованиями санитарных правил: проводится пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз, дыхательная гимнастика.

В своей профессиональной деятельности педагоги школы учитывают возрастные возможности учащихся и их индивидуальные особенности.

Уделяется внимание соблюдению здоровьесберегающего режима обучения и воспитания, в том числе при использовании технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, в соответствии с требованиями санитарных правил

Учет индивидуальных особенностей развития обучающихся осуществляется посредством распределения учащихся по группам здоровья на занятиях физкультурой, ведения занятий по ЛФК, логопедических занятий, коррекционно-развивающих занятий, консультаций по предметам. Учащимся с ОВЗ предоставлена возможность обучения на дому по медицинским показаниям.

Осуществляется обеспечение благоприятных психологических условий образовательной среды осуществляется за счет создания доверительной обстановки на уроках, соблюдение оптимальной учебной нагрузки, проведение дополнительных консультаций по учебным предметам. Развитию познавательной мотивации способствует проведение предметных недель (например, неделя естественных наук, неделя математических наук и др.).

Педагогом-психологом и учителем логопедом проводятся коррекционно-развивающие занятия. Систематически проводятся внеклассные мероприятия, способствующие формированию навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья.

Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы

В образовательном процессе, на уроках физкультуры предусмотрена оптимальная физическая нагрузка для обучающихся различных групп здоровья, что находит отражение в учебной программе.

На уроках систематически проводятся динамические паузы (физкульт. минутки) для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора.

Мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности являются частью воспитательной работы. В деятельности учреждения запланированы дни здоровья, участие школьных спортивных команд во внутришкольных и городских спортивных мероприятиях.

Организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни

Большое внимание уделяется повышению квалификации педагогических и научно-педагогических работников по различным вопросам возрастной психологии и физиологии, развития человека, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье и безопасность обучающихся, воспитанников, здоровьесберегающих технологий как в рамках внутрикорпоративного обучения

В библиотеке школы имеется в наличии литература по безопасности дорожного движения. Библиотечный фонд периодически пополняется литературой по вопросам здоровьесбережения, ведения здорового образа жизни, занятий физической культурой и массовым спортом, организации подвижных игр, выбора оптимальной двигательной нагрузки

Организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися

В рамках воспитательной работы проводятся конкурсы рисунков на тему: «Я выбираю здоровый образ жизни». Классными руководителями на родительских собраниях проводятся беседы по профилактике употребления ПАВ, с привлечением сотрудников ПДН.

Проводится психологическое тестирование обучающихся на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ. Проводится диагностика факторов риска приобщения кПАВ обучающихся старших классов; диагностика выявления склонности к различным формам девиантного поведения.

Комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся

Для обучающихся в Школе организовано горячее питание: завтрак, обед в соответствии с требованиями санитарных правил. Для детей, посещающих группу продленного дня, дополнительно организован полдник. Наряду с основным питанием Школа организует дополнительное питание обучающихся через буфет, которые предназначен для реализации мучных кондитерских и булочных изделий в условиях свободного выбора. Режим работы столовой, буфета, график питания обучающихся ежегодно утверждается приказом директора Школы. Ежедневно в обеденном зале вывешивается меню, в котором указываются сведения об объемах блюд и названия кулинарных изделий. Медицинским работником школы ежедневно проводится контроль рациона питания. Родители обучающихся имеют возможность доступа в школьную столовую.

В школе создаются безопасные условия для пребывания в обучающихся, организован контроль доступа.

Проводится анкетирование родителей на предмет удовлетворенности организацией образовательного процесса. Проводится тестирование учащихся на предмет удовлетворенности микроклиматом в коллективе. Проводится диагностика школьной тревожности у обучающихся. Проводится диагностика адаптации обучающихся 1, 5 и 10 классов. По результатам диагностики даются рекомендации родителям и учителям.

Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть Интернет в школе действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе сайтам для обучающихся и работников школы закрыт.

В летний период функционирует пришкольный лагерь, в котором проводятся различные спортивные мероприятия, направленные на сохранение здоровья детей.

Родителям

Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива школы и школьной жизни. 
Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива. 
Включающее образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. 
Включающее образование базируется на восьми принципах: 

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 
  • Каждый человек способен чувствовать и думать. 
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 
  • Все люди нуждаются друг в друге. 
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. 

Информационное обеспечение

Информационно-образовательная среда ОУ включает в себя

  • совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, включая формирование жизненной компетенции, социализации и др.), 
  • культурные и организационные формы информационного взаимодействия с учётом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, 
  • компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач обучения детей с ОВЗ с применением информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), а также наличия служб поддержки применения ИКТ.

В нашей школе обучаются 14 человек с ограниченными возможностями здоровья, одни из них – дистанционно на дому, один – на дому, другие - традиционно. Очень часто мы не догадываемся, что перед нами ребенок с ограниченными возможностями здоровья, значит эти дети адаптированы к созданным школьным условиям.

Программа "Доступная среда" действует с сентября 2011 г. В рамках ее реализации в школе проведены работы по замене дверей, установлен пандус, получено новое компьютерное оборудование. Этим оборудованием могут пользоваться все дети школы, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.

В Конституции Российской Федерации и Законе Российской Федерации «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Создание безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья регламентируют Статья 15 Федерального закона     от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Поручения президента Российской  Федерации  от  17.04.2009 № ВП-П13-6734 о   мерах  по   реализации основных положений Послания Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской    Федерации от 12.11.2009, Государственная программа Российской  Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы.

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

 

 

Условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья  в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д. Воробьева»

В основе работы с детьми ОВЗ в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д. Воробьева» лежит социальная адаптация, предоставление равных возможностей для всех учащихся.

Процесс обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в школе строится следующим образом:

· учреждение реализует программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

·  групповые занятия – посещение уроков с классом (по расписанию класса);

·  индивидуальные занятия – дети занимаются с педагогами индивидуально.

Условия поступления  

  • В  школу образовательным программам начального общего, основного общего образования принимаются все подлежащие обучению граждане, проживающие на данной территории и имеющие право на получение образования соответствующего уровня при наличии свободных мест.
  • В соответствии с программой «Доступная среда» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д. Воробьева» стремится создать универсальную безбарьерную среду, позволяющую обеспечить совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития. 

 Информация

об участии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35

им. К.Д. Воробьева» в программе «Доступная среда»

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №297 утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы (далее — Государственная программа).

Одной из основных целей Государственной программы является: формирование к 2016 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Одной из основных целей государственной политики при реализации данной программы является создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития и рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных организациях. Необходимым условием реализации указанной цели является создание в общеобразовательной организации универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

В рамках Государственной программы принята подпрограмма 1 «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» (далее — Подпрограмма 1).

Перечень основных мероприятий Подпрограммы 1 и направлений реализации данных мероприятий приведен в приложении № 3 к Государственной программе.

В Приложении №3 к Государственной программе определен перечень основных мероприятий, в том числе в рамках принятой подпрограммы 1 «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения», а именно: в п. 16 указанного перечня предусмотрено основное мероприятие 1.16 «Создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом».

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении.

Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Федеральном законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-Ф3. Согласно указанному закону, инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Основным направлением реализации мероприятия Подпрограммы 1 является: создание в общеобразовательных организациях, реализующих программы общего образования, необходимых условий для обучения детей-инвалидов (устройство пандусов, расширение дверных проемов, замена напольных покрытий» демонтаж дверных порогов, установка перил вдоль стен внутри здания. устройство разметки, оборудование санитарно-гигиенических помещений, переоборудование и приспособление раздевалок, спортивных залов, столовых, классных комнат, кабинетов педагогов-психологов, учителей-логопедов, комнат психологической разгрузки, медицинских кабинетов, создание информационных уголков с учетом особых потребностей детей-инвалидов, установка подъемных устройств, приобретение специального, в том числе учебного, реабилитационного, компьютерного оборудования и автотранспорта, и др.) (основное мероприятие 1.16 Приложения № 3 к государственной программе).

На основании соглашения от 23 сентября 2015 года № 1245 между Комитетом образования и науки Курской области и Администрацией г. Курска Курской области, МБОУ «Средняя школа № 35 им. К.Д. Воробьева» в 2015 году включено в программу «Доступная Среда».

Согласно п.1.6 Соглашения от 23.09.2015 № 1245, размер субсидии, предоставляемой МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д. Воробьева» на реализацию мероприятий по формированию сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, составляет в общей сумме 1493659,00 руб., в том числе:

- 917836.00 руб. - объем субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий. В 2015 году уведомлениями комитета образования города Курска до МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д. Воробьева» доведены объемы бюджетных средств, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии, предоставленные из федерального бюджета, областного бюджета и средства местного бюджета на софинансирование расходов на проведение мероприятий по формированию общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов в рамках реализации государственной программы «Доступная среда» на 2013-2015 годы, с указанием кодов бюджетной классификации выделяемых средств, типа средств, источника финансирования, объема средств на общую сумму 1493659,00 руб., в том числе, уведомлением № 6271 объем субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий, в сумме 917836,00 руб.

Свод правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» предназначен для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее -маломобильных групп населения, МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна) (пункт 1.1 СП 59.13330.2012).

Согласно п.1.2 СП 59.13330.2012, требования данного документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

СП 59.13330.2012 предусматривает, в том числе, требования к помещениям и элементам, специальные требования к местам обслуживания МГН в общественных зданиях, в том числе, к зданиям и помещениям учебно-воспитательного назначения.

В соответствии с пп.1.5-1.6 СП 59.13330.2012, проектные решения, предназначенные для МГН, должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении:

досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории;

безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда МГН;

эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов;

своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.;

удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения.

В МБОУ «Средняя школа № 35» в 2016 году были созданы достаточные условия для обеспечения равного доступа к качественному образованию всех категорий учащихся.

В целях реализации требований Закона № 181-ФЗ приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 № 605 утвержден Свод Правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (СП 59.13330.2012) (далее - СП 59.13330.2012), были проведены ремонтные работы в соответствии с проектным заданием, согласованным с Комитетом социальной защиты населения и опеки города Курска, и проектом, разработанным ООО «Коммунстройпроект»:

произведена перепланировка и ремонт (облицовка керамической плиткой стен, покраска потолка, установка сантехнического оборудования) существующего подсобного помещения под санузел для МГН с расширением дверного проема, заменой дверного блока и отделкой помещения;

произведено устройство новых керамических полов в санузле для МГН, в связи с высокой степенью износа заменено покрытие из линолеума в кабинете для МГН;

установлен вертикальный подъемник, в связи с аварийным состоянием заменено ограждение крыльца, произведена облицовка площадки и ступеней крыльца по причине сколов и трещин в покрытии;

заменены пожарные рассечки (двери) в целях увеличения проема на путях следования к кабинету и санузлу для МГН;

устроена (ранее не было) система водопровода и водоотведения в санузле для МГН;

заменено электроосвещение в санузле, кабинете для МГН (уровень освещенности являлся недостаточным для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития. В соответствии с требованиями СанПиН он должен быть не ниже 500 люкс (лк), розеточные группы в кабинете для МГН;

устроена сигнальная кнопка в санузле для МГН, дублирующая школьный звонок световым сигналом в местах доступных для МГН;

приобретено необходимое компьютерное и реабилитационное оборудование:

В целях создания в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д. Воробьева» условий для совместного обучения детей инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, предусматривающих универсальную безбарьерную среду, школа была оснащена специальным, в том числе учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов, а именно:

 

 

Наименование

Кол-во

Цель приобретения

1

Комплект оборудования для коррекционно-развивающего комплекса для детей с ограниченными возможностями здоровья в составе:

1. Ноутбук Lenovo B50-30 – 4 шт.

2.Акустические колонки Sven – 1 шт.

3.Проектор мультимедийный Hitachi CP-EX в комплекте с кронштейном и кабелем – 1 шт.

4.Доска интерактивная MimioBoard78 – 1 шт.

5. Клавиатура Clevy (в комплекте накладка разделяющая клавиши+ ресивер) – 1шт. 

6. МФУлазерное Canon image RUNNER 2202 – 1шт.

7. Документ-камера (в комплекте: наушники с микрофоном) – 1шт.

1

       Приобретены в целях решения широкого круга задач в МБОУ «Средняя школа № 35» при   совместном обучения в учебном кабинете для ММГ детей инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, предусматрива-ющего универсальную безбарьерную среду и оснащение специальным, в том числе учебным, и компьютерным оборудованием.

4 ноутбука приобретены для:

1 ноутбук с акустическими колонками – для обеспечения работы интерактивной доски, проектора, документ-камеры, МФУ лазерного;

3 ноутбука, Клавиатура Clevy приобретены для индивидуальной обучающей и коррекционной работы с детьми-инвалидами в классе 

Клавиатура Clevy (в комплекте накладка разделяющая клавиши+ ресивер) - это адаптированные устройства для ПК. Приобретена в целях содействия в индивидуальной работе с компьютером детей с различными нарушениями зрительных и моторных функций, т.к. эта клавиатура с клавишами увеличенного размера, расположенных далеко друг от друга, а также в специальных накладках на клавиатуру, позволяющих расположить каждую кнопку в углублении – это исключает возможность одновременного нажатия разных клавиш.

Документ-камера снимает объемные предметы, документы и объекты микромира. Позволяет вывести на большой экран (интерактивную доску) все, что может понадобиться на уроке.

МФУ лазерное CanonimageRUNNER 2202 предназначено для распечатывания текстов и изображений в увеличенном размере для детей с нарушением зрения

2

Джойстик компьютерный Joystick SimplyWorks беспроводной (USB Compatible) (в комплекте Ресивер SimplyWorks Receive:2 для беспроводной связи (USB)

1

Беспроводной компьютерный джойстик Joystick SimplyWorks обеспечивает рабочий диапазон в радиусе 10 метров. Устройство идеально подходит для индивидуальных занятий и тренировок в классе.
Джойстик SimplyWorks предназначен для четкого перемещения курсора и его точного попадания на объект, расположенный на экране. Устройство откликается на малейшее прикосновение (0,5 Ньютон), имеет защиту от залипания кнопки, а также защиту от случайного нажатия. Является   идеальным средством для людей, имеющих проблемы с двигательными функциями.

3

Комплект оборудования для учащихся с нарушением слуха  (FM-передатчик AMIGO T+ FM-приемник AMIGO)

1

FM-система передает звук с микрофона преподавателя непосредственно на динамики слухового аппарата слабослышащего учащегося, что позволяет ему обучаться совместно с нормально слышащими учащимися инклюзивно.

4

Аппарат по коррекции речи и лечения заикания «АКР- 01 Монолог»

1

Предназначен для закрепления навыков коррекции речи, преодоления темпо-ритмических и интонационно-мелодических нарушений речи, а также для комплексной реабилитации.

5

Устройство для контроля собственной речи и развития фонематического слуха 

1

Данное устройство используется при занятиях с логопедом для развития фонематического слуха и  самостоятельного контроля речи у детей с нарушением слуха.
Ребенок сам себя слышит без искажений "внутренним слухом человека" и способен корректировать речь в зависимости от услышанного.

6

Тактильная игра «Рисуем на песке»

1

Игра дает комплексный образовательно-терапевтический эффект детям, с особенностями развития, а именно с нарушением опорно-двигательной системы и слабовидящим детям. В ходе работы улучшаться координация движений и ориентировка в пространстве, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, игра способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

7

Балансировочная доска с лабиринтом 

1

Предназначен для детей с нарушением опорно-двигательной системы, включая ДЦП. Способствует развитию координации движения.

8

Тренажер для развития координации движений «Шагомобиль»

1

Предназначен для детей с нарушением координации движения, включая ДЦП. Игровые упражнения с Шагомобилем позволяют развивать координацию движений ребенка, способствуют пониманию принципа установления равновесия и балансировки.

9

Парта 2-х местная регул. (рост 3-6)

14

Учебное оборудование приобретено для создания оптимальных комфортных условий пребывания при осуществлении совместного обучения в учебном кабинете для ММГ детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, предусматривающих универсальную безбарьерную среду.

10

Стул ученический регулируемый на прямоугольной трубе лакированная фанера/серый (рост 4-6)

28

11

Ученическое место для детей с нарушением ОДС (парта, стул)

1

Приобретено для создания оптимальных комфортных условий пребывания детей-инвалидов с проблемами опорно-двигательной системы в учебных помещениях.

Возможности:

- комфортное размещение учащегося, компенсирующее проблемы, вызванные особенностями здоровья;

- возможность длительного пребывания за учебным местом без ущерба для здоровья;

- уверенная опора, удобство движений для детей с ДЦП;

- соблюдение правил расположения ученика на рабочем месте.

12

Стол одноместный (тип конторка)

5

Это специализированное учебное место, обеспечивающее оптимальный физиолого-эргономический режим учащегося в условиях сохранения телесной вертикали. Для детей с нарушением опорно-двигательной системы.

13

Информационно-тактильный знак «Осторожно препятствие» (таблич-ка), 300х100 мм, рельефный, пластик 

2

Предупреждают о препятствиях

14

Информационный терминал в комплекте с программным обеспечением

1

Создает во входной зоне школы условия для доступности важности информации об учреждении (часы работы, часы приема, ФИО сотрудников, номера кабинетов, расписание занятий, анонсы событий и т.д.). Терминал выполнен с учетом особенностей детей с инвалидностью:

- для слабовидящих предусмотрены контрастные режимы отображения, экранная лупа, увеличения размера шрифта, режима приближения и удаления;

- для слабослышащих в терминал встроена информационная индукционная система, передающая аудиоинформацию напрямую на слуховые аппараты;

- для посетителей на инвалидных колясках вся информация и зона управления терминалом смещается в нижнюю часть.

 

Назначение образовательной программы школы - реализация личностно ориентированного подхода с целью создания максимально комфортных условий для раскрытия и развития личностного потенциала  и социализации каждого обучающегося, в  удовлетворении образовательных потребностей  обучающихся в обучении и воспитании.

Утверждены нормативно-правовые документы, утверждены учебные планы. Осуществляется контроль обучения детей-надомников в соответствии с учебными планами.

Осуществляется дистанционное обучение. Дистанционное обучение и развитие – это дополнительный, но не заменяющий ресурс.  Дистанционные занятия и Интернет- ресурсы  расширяют возможности ребёнка, вовлекают его в  разносторонний и разнообразный мир.

В работе с детьми-инвалидами реализуем следующие задачи:

  • создаём условия для повышения эффективности и качества  образовательного процесса детей;
  • совершенствуем методические приемы;
  • изучаем и внедряем в педагогический процесс новые педагогические технологии с целью повышения качества ЗУН учащихся, повышения учебной мотивации, развития познавательного интереса;
  • создаем  комфортные здоровьесберегающие условия, хороший  психологический  климат в коллективе;
  •  создаем  условия  для творческой работы и роста профессионального мастерства педагогов;
  • совершенствуем  систему стимулирования и поощрения творчески работающих педагогов.
  • Обучение продолжается. Педагоги постоянно являются участниками вебинаров на муниципальном, региональном, федеральных уровнях. Учителя принимают участие в региональных конференциях, муниципальных семинарах и круглых столах.
  •    Психолого-педагогическое сопровождение дистанционного и домашнего обучения   включает 4 направления:
  •  Психолого-педагогическое сопровождение самого ребёнка-инвалида;
  •  Психологическое консультирование педагогов, работающих с детьми-инвалидами, в т.ч. дистанционно;
  •  Социально-психологическая подготовка учащихся классов и групп, контактирующих с ребёнком-инвалидом;
  •  Психологическая помощь  родителям детей-инвалидов.

 Для психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, в том числе и для детей-инвалидов, находящихся на дистанционном обучении, разработаны индивидуальные планы психолого-педагогического сопровождения. Они включают различные виды диагностической работы, консультирование, коррекционно-развивающие и адаптационные занятия. В процессе социально-психологического сопровождения идёт не только коррекция и развитие мотивационной и познавательной сферы, но и социализация. На индивидуальных занятиях развиваем мелкую моторику рук, познавательные способности, формируем мотивацию на успех, а также моделируем социально приемлемые формы поведения детей.

Второе направление - работа с педагогами. Это направление включает в основном консультативную работу, причём работа с педагогами, работающими с детьми-инвалидами дистанционно, отличается от типичных психологических консультаций тем, что и психолог, и педагог проходят этот путь вместе впервые. Поэтому такая работа больше похожа на совместный поиск решения, то есть проблемы и вопросы решаются в сотрудничестве.

Третье направление – работа с учащимися классов и групп, контактирующими с данной категорией детей  во внеклассной и внешкольной работе. Поскольку  дети-инвалиды  имеют специфические психологические особенности, не характерные для детей без  ОВЗ, важно готовить ребят к встрече и сотрудничеству с детьми-инвалидами, тогда адаптация и социализация их пройдёт легче и мягче. Это воспитание толерантности, милосердия, чувства сострадания, доброты, взаимоподдержки. Поскольку дети-инвалиды зачастую проявляют повышенную защитную реакцию, даже защитную агрессию, то ребят, которые общаются с ними, необходимо учить проявлять терпение, сдержанность, чуткость и понимание, что и делают наши педагоги.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в процессе  социализации детей-инвалидов. Неоднократно на курсах, где все мы обучались и обучаемся, специалисты, много лет работающие с детьми-инвалидами, сообщали нам о том, что родители нередко либо преувеличивают проблемы воспитания, обучения и развития ребёнка – инвалида, либо преуменьшают. Роль педагогов и психолога состоит в том, чтобы совместно с родителями и родственниками  найти ту золотую серединку, при которой ребёнку дают возможность самостоятельно развиваться, само реализовываться, социализироваться, при этом не перегибать палку в сторону завышения требований и возможностей ребёнка-инвалида.