ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Создание ситуации успеха на уроках ИЗО

Методическая копилка - Изобразительное искусство

«Создание ситуации успеха на уроках ИЗО»

Автор : учитель ИЗО Сороколетова Светлана Александровна

Уроки искусства – особенные уроки. И очень часто на уроки ИЗО приходят дети, которые обладают уникальными способностями, но не хотят рисовать, потому что не умеют ли боятся. Для неуверенных детей, для развития интереса к предмету, для стимулирования познавательного интереса необходимо создать ситуацию успеха, бережно поддержать его на пути в мир искусства.

     И стараясь достичь этой цели в своих занятиях я следую преимущественно двумя путями : первый путь – это чёткое построение действий, план работы над рисунком. Поэтапно  и последовательно.  Это даёт возможность во-первых всем детям выполнять задание в определённом временном режиме (исключается возможность отстающих или чрезмерно спешащих и небрежно работающих), и одновременно даёт почувствовать ученику,  что он сам справляется с заданием наравне со всеми, таким образом исчезает возможность возникновения ситуации, когда у одного уже готов рисунок, а другой ученик всё  никак не может нарисовать дерево, в такой ситуации ребёнок начинает переживать, стирать рисунок, или вообще отказывается рисовать.  

Но такой метод коллективной и поэтапной работы  приемлем,  конечно же, не для всех заданий, но в рамках начальной школы он, на мой взгляд, существенно может помочь детям освоиться в мире изобразительного искусства, приобрести необходимые навыки рисования  и главное  сформировать  дисциплинированное и серьёзное отношение к процессу рисования. 

 Второй путь – уроки Изо это самая благоприятная почва для развития фантазии ребенка, уроки на которых  они могут проявить свои таланты во многих областях И одним из методов создания успеха, я использую метод выступления-рассказа. Ребёнок перед классом рассказывает о том, что он изобразил, придумывает  историю, которая произошла с героями его рисунка. Это позволяет ребенку выразить словами то, что возможно у него не получилось нарисовать, но зато он почувствует, что цель, к которой  он стремился - выразить что-то что ему хочется, эта цель достигнута при помощи и рисунка и слова. Здесь дети учатся уверенно вести себя перед классом и одновременно испытывают чувство удовлетворённости,  не напрасности своей работы, особенно когда слышат одобрения со стороны одноклассников.  

Не обязательно выходят к доске дети у которых самые лучшие рисунки, это могут быть и  рисунки в которых случилась какая-то досадная ошибка, например нечаянно капнувшая краска испортила мордочку  у собачки, и вот ребенок уже расстроен, он не смог донести то, что хотел до других, тогда ему на помощь приходит слово. И дети идут на это с радостью

Рисунок под руководством

Когда ребёнку требуется помощь, например он не может, не умеет нарисовать что-то, то тут  учитель становится в сложное положение, можно одновременно и помочь, и попасть  в свою собственную ловушку, показав в альбоме как изображать тот или иной объект, учитель ставит  ребёнка в жёсткие рамки, потом, уже рисуя ту же собачку ребёнок всегда будет сравнивать её с той, которую нарисовал учитель, и сравнение, увы, может быть не в пользу ребёнка. В такой ситуации, я старюсь упростить изображение до геометрических фигур, а потом, оперируя ими построить изображения, давая ребёнку чёткие указания. Таким образом рисунок выполняется рукой самого ребёнка, приобретаются и навыки рисования и одновременно повышается самооценка и, соответственно, ситуация успеха в целом.

Повторение  - мать учения. Каждый урок я начинаю с повторения изученного материла. Детям предоставляется ряд картин или изображений декоративно-прикладного искусства, в зависимости от программы . И они должны назвать  промысел   или название картины. Со временем  дети с лёгкостью и радостью узнают изображения, чувствуют что они знают правильный ответ и уже соревнуются друг с другом кто сколько назвал правильных ответов

Смена видов деятельности

Раскрепоститься, уйти от так называемого страха «чистого листа»,  помогает смена видов деятельности.

Здесь на помощь приходят прежде всего, нетрадиционные техники  рисования

Программа 5 класса  рассчитана на  работу детей с различными материалами, так,  на уроках посвящённых глиняным игрушкам, мы работаем сначала с пластилином, создаём форму игрушки, а затем раскрашиваем.

Или при знакомстве с русскими народными промыслами, мы изготавливали тарелку в технике папье-маше, всё это способствует как развитию интереса к уроку ИЗО в целом, так и лучшему усвоению знаний. И, как следствие, это один из шагов на пути к чувству успешности у ребёнка.

Одобрение

Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов.

 В 1 и 2- х класса отсутствует система бальной отметоки. Но детям  необходимо получить оценку своего труда, и я использую не только  словесную повалу, но и записываю похвалу в дневник или блокнот и непосредственно на рисунок « Молодец», «Очень хороший рисунок». Однако, таким способом я оцениваю только действительно самые лучшие рисунки, или особое достижение самого ребёнка, чрезмерная и частая похвала может сыграть обратную, весьма негативную роль.

Подвести итог мне бы хотелось словами нет не одного из великих  педагогов, а писателя известного в детективном жанре, в новой своей книге Б Акунин написал: «Если бы наше общество было устроено правильным образом, то важнейшее из наук являлась бы педагогика, и назначение её заключалось бы в том, чтобы нащупать и развить в каждом ребёнке присущий ему и только ему драгоценный талант. Не только для общей пользы, но и для блага самого ребёнка, будущего человека. Ибо тот, в ком полностью раскрылся присущий ему талант, ведёт и ощущает себя совсем иначе. Он полон сознания своей значимости, которая удерживает его от множества низких и мелких поступков, недостойных его дара.  («Аристономия»)