ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Проект "Осенний урожай"

Методическая копилка - Начальная школа

                                   Михалева Наталья Николаевна,

учитель начальных классов

Iквалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35

им. К.Д.Воробьёва» города Курска

Методический паспорт проекта

Название проекта: «Осенний урожай»

Автор-разработчик: Михалева Наталья Николаевна

Название образовательного учреждения:

МБОУ «СОШ № 35 им. К.Д. Воробьёва»

Год разработки: 2014.

Опыт использования: один раз в год

Проблема:

Недостаточные знания детьми растений, их частей, значения растений для человека.

В процессе реализации проекта участники будут решать проблему : какие овощи созревают осенью, из каких частей состоят растения, какую пользу приносят человеку.

Проектная деятельность: творческая.

Вид проекта: краткосрочный.

Возраст обучающихся: 7 лет, обучающиеся 1 класса Д

Режим работы:  урочная деятельность, домашняя деятельность с родителями.

Форма организации детей: индивидуальная и коллективная работа.

Мотивация к работе: применить полученные знания на практике, попробовать свои силы в передаче знаний другим людям.

Цель проекта:

показать значение растений для человека;

актуализировать знания об овощах;

осваивать приемы работы с пластилином.

Задачи проекта:

1.     Способствовать накоплению у детей конкретных представлений об овощах, их значении для человека.

2.     Осваивать первоначальные навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку.

3.     Создание условий для проявления творческих способностей.

4.     Развитие навыка самостоятельности, познавательной активности.

5.     Развитие коммуникативных навыков работы в группе, умения выступать перед аудиторией.

6.     Воспитание культуры труда,  уважения к труду человека.

7.     Формирование навыков аккуратности в работе.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:

Материалы на печатной основе: толковый словарь, детские периодические издания, литературные произведения Ю. Тувима « Овощи» (перевод С. Михалкова) и Н. Семеновой « Спор овощей», иллюстрации овощей.

Интернет-ресурсы: поисковая система «Яндекс».

Другие ресурсы:  организация экскурсии в школьную библиотеку, материалы, инструменты и приспособления для лепки (пластилин, стеки, салфетка, доска для лепки)

Планируемые результаты обучения:

Предметные: знают свойства пластилина, приёмы работы с ним, используемые при этом инструменты и приспособления, умеют применять различные приёмы работы с пластилином на практике.

Метапредметные:

Регулятивные :при помощи учителя определяют, формулируют и составляют план деятельности, определяют последовательность действий, корректируют и контролируют свои действия и действия партнёров по работе, демонстрируют способности к саморегуляции.

Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию, отвечают на вопросы, создают алгоритм деятельности, анализируют и делают выводы, ищут наиболее продуктивные способы решения поставленных задач.

Коммуникативные: планируют и согласованно выполняют совместную деятельность, распределяют роли, взаимно контролируют действия друг друга, умеют договариваться, уважают в общении партнера и самого себя.

Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной деятельности, творческому труду, проявляют интерес к предмету, навыки сотрудничества, самостоятельность, личную ответственность.

Конкретные ожидаемые результаты.

Расширение кругозора детей об овощах и их значении для человека.

Совершенствование приемов работы с пластилином.

Развитие у детей самостоятельности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Этапы реализации проекта:

·        Подготовительный.

·        Основной.

·        Заключительный.

Подготовительный этап:

·        подбор загадок об овощах;

·        изготовление «шапочек-овощей» для инсценировки;

·        составление словарика «Блюда из овощей»;

·        сбор информации о пользе овощей и значении растений для человека;

·        разучивание стихотворений для инсценировки.

Основной этап:

1.Инсценировка стихотворений: Ю. Тувима «Овощи» (перевод С. Михалкова) (отрывок) и Н. Семёновой «Спор овощей».

Ведущий. Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свёклу.

Хозяйка. Ох!

Ведущий. Вот овощи спор завели на столе,

Кто лучше, вкусней и нужней на земле…

Перец. Кто из нас, из овощей,

И вкуснее и нужней?

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

Горох. Я такой хорошенький

Зелёненький мальчишка,

Если только захочу,

Всех горошком угощу!

Ведущий. Тут вступила свёкла в спор

(Всё она молчала)…

Свёкла. Дай сказать хоть слово мне,

Выслушай сначала.

Свёклу нужно для борща

 И для винегрета.

Кушай сам и угощай –

Лучше свёклы нету!

Капуста. Ты уж, свёкла. Помолчи!

Из капусты варят щи.

А какие вкусные пироги капустные!

Огурец.  Очень будете довольны,

Съев огурчик малосольный.

А уж свежий огуречик

Всем понравится.  Конечно!

Морковь. Про меня рассказ недлинный:

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку-

Будешь ты тогда, дружок,

Крепким, сильным, ловким.

Помидор. Не болтай, морковка, вздор,

Помолчи немного.

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный.

Лук. Я – приправа в каждом блюде

 И всегда полезен людям.

Угадали? Я – ваш друг,

Я простой зелёный лук!

Картошка. Я, картошка, так скромна –

Слова не сказала,

Но картошка так нужна

И большим, и малым!

Баклажан. Баклажанная икра

Так полезна, так вкусна!

Хозяйка. Спор давно кончать пора!

Спорить бесполезно…

Раздаётся стук в дверь.

Овощи. Кто-то, кажется, стучит…

Входит ученик в костюме доктора Айболита.

Все. Это доктор Айболит!

Айболит. Ну, конечно, это!

О чём спорите друзья?

Репа. Кто из нас, из овощей,

Всех важнее, всех вкусней?

Кто при всех болезнях

Будет всем полезней?

Айболит. Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить, все без исключения,

 В этом нет сомнения!

В каждом польза есть и вкус,

 И решить я не берусь:

Кто из вас вкуснее,

Кто из вас нужнее!

- А вы бы как, ребята, ответили на вопрос овощей? (Все овощи полезны)

Ученики рассказывают о пользе овощей и значении растений для человека:

Пользу овощей нельзя недооценить, ведь когда мы едим капусту, кабачки, баклажаны ,огурцы или помидоры,в наш организм поступают все полезные элементы и витамины.Вполне привычно употреблять многие овощи в свежем виде, потому что только так они сохраняют свою полезность в полном объеме.А вот некоторые из овощей нуждаются в обязательной кулинарной обработке(баклажаны,картофель,кабачки,цветная капуста).Белокочанную капусту,свеклу,морковь можно употреблять в любом виде. Овощи восстанавливают силы, улучшают самочувствие, укрепляют организм.Включение большого количества овощных культур в ежедневный рацион помогает забыть о любых болезнях.  Овощи оказывают полезное воздействие не только на физическое состояние организма, но и на умственное. Поэтому их нужно употреблять каждый день. Жизнь без растений на Земле была бы невозможна.  Растения-источник пищи и кислорода для всех живых организмов на планете.

2. Представление учениками словарика «Блюда из овощей».

3. Постановка учебной задачи.

- Может быть, кто-то из вас уже догадался, что мы будем изготавливать? Из чего?

- Для того чтобы правильно вылепить овощ, нужно знать, как он выглядит.

4. Игра «Собираем урожай»

Учащиеся представляют и отгадывают загадки об овощах.

Указывают на овощ – отгадку и рассказывают, какую часть овоща мы употребляем в пищу.

Загадки:

Как на нашей грядке

Выросли загадки-

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют, к осени краснеют.

(Помидоры)

Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки

(Огурцы)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а …(лук).

-Что за скрип? Что за хруст? Это что ещё за куст?

-Как же быть без хруста, если я ….(капуста)

Хоть я сахарной зовусь, но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы меня? Я …(свекла)

И зелён, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом… (картошка).

У неё курчавый хвостик, длинный, тонкий, острый носик!

Эта рыжая плутовка не лисичка, а … (морковка)!

Жёлтая курица под плетнем дуется (тыква).

5. Практическая деятельность.

- Сегодня вы будете работать в группах состоящих из четырех человек.

У каждого будет в группе своя роль.  Какая, вы определите сами.

В итоге у каждой группы должна получиться композиция из овощей.

 Где можно найти значение слова «композиция»?

- Откроем словарик и прочитаем.

- Какие материалы и инструменты нам понадобятся? (Пластилин, стеки, салфетка, доска для лепки).

- Как следует вылепливать каждый из овощей? Какие приемы лепки будем применять? (Скатывание, раскатывание, вытягивание, прилепливание, прищипывание , сплющивание).

- Каждый из вас будет делать только один овощ, а корзинку вы вылепите все вместе из жгутиков. Если у вас останется время, можете наполнить вашу корзинку и другими овощами.

Составление плана работы (под руководством учителя).

-Чтобы работа шла успешнее, составим план.

План работы:

1.     Вылепим сам овощ.

2.     Вылепим ботву растения.

3.     Соединим обе части.

4.     Вылепим дно корзинки.

5.     Вылепим стенки корзинки.

6.     Соединим дно со стенками.

7.     Наполним корзинку овощами.

Самостоятельная работа учащихся в группах:

1.     Распределение ролей (кто какой овощ будет лепить).

2.     Лепка овощей.

3.     Лепка корзины.

4.     Составление композиции.

Работая в группах, учащиеся составляют композиции из овощей. Учитель наблюдает за работой групп, при необходимости оказывая им помощь.

Заключительный этап:

 I.            Подготовка к защите: учитель подходит к группе и обозначает, что каждый из участников группы будет говорить.

II.            Защита проекта: каждая группа демонстрирует свою работу и коротко рассказывает о ней по плану:

1.Какие овощи вылепили?

2.Какие приёмы работы с пластилином использовали?

3.Какие блюда можно приготовить из овощей?

4.Довольны ли результатами своего труда? Понравилось ли вам выполнять работу в группах?