ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Современный урок в начальной школе с позиции формирования УУД

Методическая копилка - Начальная школа

Современный урок в начальной школе с позиции формирования УУД
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и
содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы
не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем
держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке встречаются участники
образовательного процесса: учитель и ученик. Любой урок имеет огромный потенциал
для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не
могут привести к ожидаемому положительному результату, как для учеников, так и для
учителя. Урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого
слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним
словом – актуальный. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к
интересам человека, живущего сегодня. Помимо этого, если урок – современный, то он
целенаправленно ведёт за собой развитие и обязательно закладывает основу для
будущего.
С учётом новой образовательной цели существенно меняется функция и форма
организации урока. Организация деятельности учеников на уроке происходит через:
постановку цели деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной
цели; саму деятельность, рефлексию полученных результатов. Реализация
деятельностного метода обучения опирается на методы: активные, интерактивные,
исследовательские, проектные. Новый образовательный результат разворачивается и
через определённую последовательность этапов работы процесса обучения – изменение
структуры урока.
Структура современного урока, должна быть динамичной, с использованием
набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень
важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и
обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача
« научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной
деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. В
образовательном стандарте 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений,
навыков и способов действий, прежде всего учебно-управленческих и учебно-
информационных. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у обучающихся
метапредметного результата - универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные, коммуникативные, личностные), которые должны стать базой для
овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться»
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для
практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и
неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не
только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в
учебнике задания целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы
будут эффективными? Какие формы организации деятельности обучающихся стоит
применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной
методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы,
которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС НОО.
И это вполне оправдано, ведь роль учителя начальных классов существенно
изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю
необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы
знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной
деятельности обучающегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с
традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или,
точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне
нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"
Качество подготовки обучающихся по той или иной учебной дисциплине во
многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической
наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким,
надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным
произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению
искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал
обучающихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы
все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную
увлеченность, формировало их творческое сознание?
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого
определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления
средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как
учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием
средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
- Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной
программы.
- Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь
с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для
дифференцированной работы и домашнее задание).
- Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе,
разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
- Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
- Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
- Продумать форму подведения итогов урока.
- Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится
использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения
самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать
гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика
должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие
способность к организации самостоятельной учебной деятельности и без которых ученик
не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в
профессиональной деятельности.
Формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий
(УУД) возможно лишь в деятельности, которая проходит через следующие этапы:
1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.
2. Освоение того, как это УУД надо выполнять.
3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Именно так учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры,
пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот
же путь они должны пройти и при формировании УУД, но изучаемые алгоритмы
действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: освоение
норм целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий,
поиска информации и работы с текстами, коммуникативного взаимодействия и др. Этого требует системно-деятельностный подход,
который лежит в основе нового стандарта.
Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся
традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один
десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной
классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и
учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому.
Но ясно одно – формирование УУД невозможно, если образовательный процесс
организован по-старинке. Нельзя научить ребенка учиться, организовывать свою работу,
не ставя его в активную позицию, не обращая внимания на развивающие задачи. Просто
лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…
«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными
учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться
систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется
анализировать и перерабатывать информацию.
Так, меняется роль учителя - теперь он организатор развития ученика,
который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для
развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель –
главный помощник ребенка в овладении компетенциями. Он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!
Всем учителям начальной школы следует перейти « от стихийности – к
целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий.
Добиться этого можно только через специальную организацию учебно –воспитательного
процесса:
1.Проблемно-диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении;
2.организация учебного сотрудничества;
3.работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;
4.проектно-исследовательская деятельность;
5.использование интерактивных возможностей ИКТ;
Использование представленных технологий в системе и взаимосвязях, выстраивая
единую образовательную среду, позволит сделать большой шаг на пути к созданию
условий для формирования УУД.
Итак, что же дают универсальные учебные действия? Они:
- обеспечивают обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства
и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее
результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения
учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой
жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую
социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование
картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Памятка для учителя по формированию и развитию универсальных учебных
действий:
1. Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде
всего к тому, кто требует действия от других.
2. Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.? Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только
понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для
него.
3. Чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока.
4. Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества
5. В центре внимания урока – дети.
6. Помогать ребёнку учиться легко, обретая уверенность в своих силах и
способностях.
7. Создавать атмосферу успеха, не скупиться на поощрения и похвалу.
Чтобы понять в чём отличие современного урока, мне нужно было раскрыть суть
изменений, связанных с проведением урока.
Поэтому, я искала ответ на вопрос: как спроектировать урок, взяв за основу урок
комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только
предметных, но и метапредметных результатов, обеспечивающих овладение ключевыми
компетенциями, составляющих основу умения учиться.
Проанализировав деятельность обучающихся на каждом этапе урока я выделила те
универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации
формируются у обучающихся.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит в
контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по
формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и
не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах уделяла большое
внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но
в целом, на уроке проводила формирование всех четырех видов универсальных учебных
действий.
Очень важно, при формировании УУД, научить детей планировать
последовательность своих действий. Постепенно обучающиеся учатся составлять план по
решению учебной задачи.
Планируя любой урок, направленный на формирование у обучающихся универсальных
учебных действий, старалась максимально использовать возможности главного средства
обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником
знаний. На этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и
типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они
направлены.
При отборе заданий учебника для организации деятельности на уроке учитывала
его инвариантную и вариативную части, дифференциацию обучающихся по уровнюподготовки и темпу деятельности, а также другие особенности обучающихся своего
класса.
Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для меня стала таблица с
типовыми заданиями, с указанием планируемых результатов к каждому виду УУД. Такую
таблицу составила самостоятельно при разработке рабочих программ, проанализировав
авторские материалы (учебники, пособия, методические материалы), по которым
организовывала учебную деятельность обучающихся на уроках.
Я считаю, формировать УУД школьника невозможно, если урок не дает образцов
правильной и красивой речи (тексты) и не позволяет пробовать силы в собственных
высказываниях (вопросы, ответы, рассуждения по поводу прочитанного). Организация на
уроке устной коммуникации при работе по технологии развития целостного мышления
помогает развитию речевых способностей школьников и повышению уровня их
коммуникативной компетенции.
Работу в парах на этапе урока по закреплению обучающимися предметных знаний
организовывала в форме учебного практико-ориентированного проекта. Сегодня много
говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты
становятся инструментом, который позволяет и поддерживать учебную мотивацию, и
формировать у обучающихся универсальные учебные действия. В течение года выделяла
целые уроки на выполнение обучающимися проектных задач, а также находила время для
проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда получался мини-проект, но по сути
своей оставался практико-ориентированным.
Ещё одним эффективным средством по достижению планируемых метапредметных
результатов была систематически организуемая на уроке работа со справочными
материалами. Частое обращение к словарям и справочникам формировало у обучающихся
информационные познавательные УУД. Найти то или иное слово позволяют, например,
размещённые в конце учебника по русскому языку словари (орфоэпический,
орфографический, толковый). Организация работы в рамках исследовательского проекта
«Такие разные словари» помогла обучающимся понять назначение словарей и
справочников различного типа. Систематическое применение на любом этапе урока
заданий, требующих обращения к словарю, вырабатывает у детей привычку постоянно
обращаться к ним и вне урока. Для обучения обучающихся работе со справочной
литературой в процессе совместной деятельности на уроке создала памятку «Как работать
со словарём». Хорошо, когда словарей в классе много и они представлены не только в
учебниках, но и отдельными изданиями. Важно, чтобы они соответствовали требованиям,
предъявляемым к изданиям для обучающихся начальных классов, имели
соответствующий шрифт, иллюстрации и т.д. При планировании работы на уроке также
вводила работу обучающихся с энциклопедическими изданиями, а в 3 (4) классе
планирую организовать деятельность обучающихся по разработке алгоритма действий в
процессе поиска нужной информации в сети Интернет.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным
действиям, они включают в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на
заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы
доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое
другое.
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к
образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих
находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать
требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им
применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной
среде.
Я думаю, что каждый учитель понимает, успешность обучения в начальной школе
во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий.Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность
образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа
мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и
личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование
психологических новообразований и способностей обучающегося, которые в свою
очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения
учебных дисциплин. Если в начальной школе у обучающихся универсальные учебные
действия будут сформированы в полной мере, то есть обучающиеся научатся
контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других
этапах.
Формировать УУД у обучающихся нужно планомерно, выстраивая этот процесс от урока
к уроку. Стихийность развития универсальных учебных действий будет находить
отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии
учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной
части обучающихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком
уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации.
Поэтому учителю необходимо владеть технологиями формирования УУД.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной
подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, он сможет
начать делать первые уверенные шаги в новых условиях в более сжатые сроки.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм,
его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс,
без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования и
формирования УУД.