ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Урок окружающего мира во 2классе В по теме « Весна в мире птиц и зверей»

Методическая копилка - Начальная школа

                                                                                                          Разумова Марина Александровна

                                                                             Учитель высшей квалификационной категории

                                                                                МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 

                                                                            им.  К. Д. Воробьёва» города  Курска 

Урок окружающего мира во 2классе В по теме « Весна в мире птиц и зверей» 

Название учебного пособия образовательной программы ( УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

УМК «Перспектива».

Учебник: А.А.Плешаков М.Ю.Новицкая «Окружающий мир»

-М.: Просвещение, 2012

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие)

Текстовый документ,  презентация , запись мелодии из передачи «В мире животных», загадки, маски для сценки ,  карточки для работы в парах , вырезки о необычных животных , оформленные сообщения о насекомых  у 3 учеников .

Цели, задачи материала

-познакомить обучающихся с весенним поведением птиц и зверей;

-создать условия для учебной деятельности , в процессе которой дети сами научатся объяснять весенние изменения в жизни птиц и зверей, доказывать своё мнение, сравнивать, делать выводы;

- воспитывать культуру работы в парах и группах;

- формировать у детей позитивное отношение к окружающему миру, одноклассникам,

школе.

Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивидуальная, групповая и др.)

Данный урок является восьмым  в изучении раздела «Зима и лето». У детей уже имеются определённые теоретические знания об изменениях в неживой природе и их причинах, об изменениях в жизни растений и насекомых. В связи с этим выстроена структура урока: слушание мелодии  из передачи « В мире животных»,  игра « ДА –нет»  и сообщения  на этапе актуализации знаний; загадки на этапе самоопределения ;презентация , работа с текстом учебника, сценка , работа в парах на этапе усвоения новых знаний; музыка, групповая работа по изготовлению настенной  газеты « Берегите Землю!», стихотворение   на этапе рефлексии.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

IОрганизационный момент.

 

 

  

 

Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Самоопределение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Работа по теме

( фронтальная беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Работа по учебнику.

( выборочное чтение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема

 

 

 

 

 

 

 

 Игра « Назови малышей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Экологическая физпауза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Продолжение работы по теме урока.

 

 

 

 

 

 

 Сценка « На лесной полянке»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Работа по учебнику. ( в парах)

   

 

 

 

Отчёт пар

 

 

 

Сверка вывода со слайдами презентации.

 Итог урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Рефлексия

( Звучит мелодия из передачи « в мире животных»)

( работа в группе)

( Звучит мелодия из передачи « В мире животных»)

Вас прекрасные друзья Приглашаю в гости я

В мир загадочной природы

. В мир животных и погоды.

А начать наше путешествие я хочу с игры « Да – нет».

- На прошлом уроке мы говорили о растениях весной да или нет?

-Насекомыми называют животных у которых есть крылья да или нет?

-С приходом весны насекомые прячутся в укромные места да или нет?

-Насекомых весной можно увидеть над цветущими растениями да или нет?

-Они приносят вред растениям да или нет?

-Человек должен бережно относиться к природе, в том числе и к насекомым да или нет?

Молодцы! А теперь давайте вспомним каких насекомых можно увидеть весной.

О некоторых из них вам расскажут ребята.

-Кому понравилась эта тема?

- Где можно найти материал о насекомых?

-Посмотрите на выставку энциклопедий и назовите те , которые содержат материал о насекомых.

- Какие еще энциклопедии видите?

Почему они на выставке?

- Как вы думаете, о ком мы будем говорить сегодня на уроке?

Какова тема урока?

-Какую цель поставим?

-Молодцы, правильно, тема сегодняшнего урока « Весна в мире птиц и зверей»

 ( Слайд №1)

-Отгадайте загадки:

1. Всех перелётных птиц черней

Чистит пашню от червей,

Взад-вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица….(грач)

( Слайд №2)

2.Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждёт

Чужие песни петь умеет, А всё же голос свой имеет. ( скворец)

( Слайд №3)

3.Пёстрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку

Спотыкалочкой. (утка)

( Слайд №4)

4.Прилетает к нам с теплом

Путь проделав длинный, Лепит домик над окном

Из травы и глины. ((ласточка) ( Слайд №5)

Хорошо, справились, теперь продолжите мою мысль. Грач, скворец, утка, ласточка – это птицы…

- Почему их так назвали?

-Какие ещё птицы  бывают?

-Что происходит в их жизни весной?

( Слайд №6)

-Предположите, почему они возвращаются. Проверим?

- Подтвердите свою мысль словами из учебника стр.86.

-Кто прилетает первым?

- Кто позже всех?

-Почему?

-Что ещё происходит в жизни птиц весной вам подскажут фотографии на ст. 86-87.

-Давайтепроверим.

( Слайд №6)

-Да, нелегко без рук и топорёнка построить себе дом. А вот птицы мастерят  так, что диву даёшься.

( Слайды №7-11)

- Какой же птице помогает  построить дом человек?

-Конечно, хорошо прилететь в готовый дом, который укреплён на дереве.

-Как называется этот дом?

-Поднимите руку, кто укреплял скворечник.

-Как его правильно укрепить?

- Почему нельзя прибивать?

-Что ещё происходит весной в жизни птиц? Зачем они вьют гнёзда?

-Действительно, весна – радостное время года, так как у птиц появляются птенцы.

Знаете ли вы как их называют? Чтобы это проверить давайте поиграем в игру.  Я называю птицу, а вы её малыша.

- У утки -…( утята)

- У скворца -…(скворчата)

-У гуся-…(гусята)

-У воробья-…(воробьята)

-У грача-…(грачата)

- У ласточки-…(ласточата)

- У аиста-…(аистята)

-У галки-…( галчата)

Молодцы! Знаете. Значит, знаете как человек должен относиться к птицам?

В таком случае, я буду произносить утверждение. Если это надо делать, вы встаёте, а если не надо, хлопаете сидя.

1.Вывешивать скворечники весной.

2.Стрелять из рогатки по птицам.

3.Помогать больной или раненой птице.

4.Разорять птичьи гнёзда.

5.Подкармливать птиц зимой.

6.Уносить домой здоровых птенцов.

7.Подходить близко к гнёздам птиц.

8.Изучать птиц.

-Я очень рада, что вы знаете, что такое хорошо, а что такое плохо. А как можно изучать птиц, где найти дополнительный материал?

-А теперь сделайте вывод, что же происходит весной в жизни птиц?

1. Возвращаются в родные края.

2.Вьют гнёзда.

3.Выводят птенцов.

-Где птицы, там и звери. А кто такие звери?

-Посмотрите сценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Кого вы увидели в сценке?

-Изменилась ли жизнь зверей? Как?

-Об этом вы расскажете нашим гостям, поработав  в парах.

- Прочтите текст на стр.88, выберите предложения, характеризующие изменения в жизни зверей весной. Запишите эти предложения на карточку.

 

 

 

-Ну что, давайте проверим правильно ли мы выделили весенние изменения в жизни зверей.

( слайды №12-15)

- На этом наша работа подходит к концу. Давайте подведём итог того, что узнали на уроке. Я начинаю фразу, а вы дружно хором её заканчиваете.

1.Весной из тёплых стран….( возвращаются перелётные птицы0.

2.Почти все птицы строят…( гнёзда) и выводят…( птенцов).

3.После зимнего сна…

( просыпаются звери).

4. У них появляются….( детёныши).

5.Звери весной…( линяют).

Вы дружно работали. Много узнали. Научились ценить и беречь природу, правильно к ней относиться. А беречь природу, значит беречь наш общий дом, который называется планета Земля.

И в память о нашем уроке. По следам Всемирного праздника День Земли я предлагаю сделать газету, которая так и называется « Берегите Землю»

- Посмотрите, какая красивая  и интересная газета у нас получилась. Я надеюсь, что её название заставит задуматься всех. Кто её увидит. А закончить наш урок я хочу  стихотворением.

- БерегитеЗемлю! Берегите!

Жаворонка в голубом зените.

Бабочку на листьях земляники,

На тропинках солнечные блики…

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите!

( Слайд №16)

Обучающиеся встают возле своих рабочих мест, приветствуют учителя и гостей.

 

 

 

 

 

-Нет, мы говорили о насекомых.

 

-Нет, это животные у которых 3 пары лапок.

-Нет . они выходят из оцепенения и выбираются на солнышко.

-Да они собирают пыльцу и пьют нектар.

- Нет, насекомые опыляют растения, приносят пользу.

-Да, человек должен охранять природу, заботиться о ней.

Дети называют различных насекомых.

 

 

3 подготовленных детей рассказывают об осе, божьей коровке, комаре.

 

 

Обучающиеся рассматривают выставку энциклопедий о насекомых, птицах и зверях.

-Дети выбирают энциклопедии о насекомых, затем  называют оставшиеся и делают вывод, что они здесь Т.К. на уроке будем говорить о птицах и зверях.

 

 

-Весна в мире птиц и зверей.

- Побольше узнать об изменениях в жизни птиц и зверей с наступлением весны.

 

 

Дети отгадывают загадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Перелётные.

 

 

-Зимующие.

- Возвращаются в родные края.

 

 

- Появилась пища, стало тепло.

Дети открывают  учебник, читают  страницу жужжащим способом, находят  подтверждение.

Дети рассматривают фото и делают вывод. Что птицы вьют гнёзда.

Дети рассматривают гнёзда различных птиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Надо привязать прочной проволокой, чтобы не поранить дерево.

Предположения детей.

 

 

 

 

 

Дети называют птенцов различных птиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети встают или хлопают сидя, в зависимости от утверждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети возвращаются к рассматриванию энциклопедий о птицах.

 

 

Дети устно произносят тезисы к статье о птицах, на доске параллельно открывается табличка.

 

 

 

Дети в масках зверей играют сценку.

Ёж.  – Я спал. Похудел.

Белка.

- А у меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто и не было холодной зимы.

Лиса.

- А я голодала. Одними мышками питалась. Да ещё изредка кур считала в соседней деревне. А ты ,кум, что такой худой?

Волк.

- Будешь худ с такой едой.

Я не ел четыре дня.

Увидал обед у пня.

А обед во все лопатки

Припустился от меня.

Вот несчастье, вот беда-

Быстроногая еда.

Лиса.

- Миша, расскажи, как у тебя дела.

Медведь.

- Проснулся, слышу- каплет. Вот беда. В темноте пошарил лапой и вскочил- кругом вода. Заливает! Не до сна!

 

 

 

Ученики читают текст и заполняют карточку.

 

 

 

 

 

 

Изменения в жизни зверей

1.

2.

3.

Три пары, поднявшие руки раньше других, выходят к доске с отчётом.

Дети хором заканчивают фразы.

К этому уроку дети принесли яркие  вырезки из детских журналов , в которых рассказывается об интересных фактах из жизни животных.

Дети приклеивают свои вырезки.

Личностные:

-внутренняя положительная мотивация ученика;

-ориентация на положительные стороны процесса обучения;

-принятие образца «хорошего ученика».

Регулятивные: -Принимать и сохранять поставленную задачу.

Коммуникативные:

-С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

-Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

Познавательные:

-Поиск и выделение необходимой информации.

-Структурирование знаний.

Познавательные:

-Выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:

-Умение слушать одноклассников и вступать в диалог.

Познавательные:

-развитие аналитико- синтетической операции мышления;

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Познавательные:

- Поиск и выделение необходимой информации.

-Построение речевого высказывания в письменной форме.

Коммуникативные:

- Участие в обсуждении проблемы.

-умение слушать партнёра по работе, учитывать его мнение.

Регулятивные:

-Осознание качества и уровня усвоения материала.

-Оценка результатов своей работы.

Коммуникативные:

-Умение работать в группе, уступая  друг другу.

- Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.