Мониторинг введения ФГОС ООО
Введение ФГОС основного общего образования в 5 классах
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №35»
Анализ ситуации
Анализ ситуации внедрения ФГОС в 5 классах показывает: имеются необходимые ресурсы и целая серия рисков, представленных в таблице.
Ситуация +(ресурсы)
|
Ситуация – (риски)
|
Информационный ресурс
|
|
· матричная и школьная программа (основная образовательная программа основного общего образования ООП ООО)
· матричный и школьный учебный план,
· информация на сайтах о введении ФГОС ООО в различных регионах РФ
· имеются отдельные методические пособия по внедрению стандарта,
|
· Практически недостаточно конкретных рекомендаций для учителей – предметников, работающих в 5 классах
· Недостаточна мотивация педагогов по использованию информации,
· Недостаточен информационный ресурс методической службы города по внедрению стандарта в 5 классах
|
2.Научно-методический
|
|
администрация школы и работающие в 5 классах, получили методическую поддержку через МКУ «Научно-методический центр» и КИНПО.
в школе 2-ой год работают стажировочные площадки по различным предметам
Школа являлся базовой площадкой по работе с одаренными детьми.
Проведены педагогические советы, мастер-классы уроков освоения новых знаний,
В сентябре, ноябре 2013 проведен семинар для слушателей КИНПО по истории и обществознанию (ФГОС ООО);
В сентябре, ноябре 2013- семинар для слушателей КИНПО по физике;
В декабре 2013-семинар для учителей города по физике и информатике;
Проведены открытые уроки для студентов КГУ
Разработан план методического сопровождения введения ФГОС ООО
|
· Неполнота научно-методических материалов на сайтах министерства образования
Научно-методические рекомендации не в полной мере отражают реальные потребности учителей и руководителей по внедрению ФГОС ООО
в 5 классах 2013-2014 учебного года начали работать учителя, прошедшие предметные курсы введения ФГОС, так и учителя, не прошедшие через такие курсы, а получившие общие преставления о ФГОС. Данная группа не владеет технологиями формирования УУД на уроках в 5 классе
|
3.Учебно-воспитательный
|
|
Есть всё необходимое для образования пятиклассников (получено оборудование в кабинеты математики, биологии, географии, русского языка, спортивный инвентарь).
|
· Этих условий недостаточно для внедрения ФГОС ООО в 5 классах
· Технологическая сторона внедрения нового деятельностного содержания в практику школьной образовательной деятельности и управления качеством образования практически отсутствует и мало проработана (отсутствуют необходимые инструменты для организации в школьной практике образовательных процессов, действительно ориентированных на формирование ключевых компетенций, для создания надежной системы диагностики, контроля и в целом управления качеством образования).
|
4. Кадровый
|
|
Педагогические кадры, работающие в 5 классах, имеют достаточное базовое образование
|
Подготовка кадров не вполне соответствует новым требованиям, предъявляемым к педагогам, работающим по новым стандартам
|
5. Материально-технический
|
|
В школе созданы необходимые условия для образовательного процесса в 5 классах (см. акт приёма школы к 2013-2014 учебному году)
для осуществления образовательного процесса приобретено компьютерное оборудование.
|
Данного оборудования недостаточно для образовательного процесса в 5 классе
Уровень владения педагогов компьютерной техникой, электронными образовательными ресурсами удовлетворительный
Недостаточно технологическое обеспечение учителя-предметника к работе по стандартам второго поколения
Учебники для 5 класса не учитывают требования ФГОС ООО и практически не отличаются от старых учебников .
УМК приобретены не полностью, нет методических рекомендаций для педагогов, программных дисков.
|
6. Финансовый
|
|
бюджет школы обеспечивает необходимые условия для организации образовательного процесса в 5 классе
|
Данных финансов недостаточно для реализации поставленных в стандарте целей
|
7. Управленческий
|
|
администрация лицея мотивирована на внедрение стандарта
зам. директора не все прошли курсовую подготовку по вопросам введения ФГОС ООО
|
недостаточен технологический блок по продуктивным моделям обучения
неполнота научного сопровождения управленческой деятельности со стороны научных подразделений области, страны
|
8. Временной лимит времени определён учебным планом и реализуемыми программами
|
В данный период времени возможность реализации всех разделов программы ограничена
|
Цель: внедрение ФГОС ООО в 5 классе в 2013-2014 уч. году
Задачи:
1. Подготовить учащихся и педагогов к работе по новым стандартам
2.Работать над созданием концептуально обоснованной и практически реализуемой модели организации образовательного процесса, отвечающего требованиям ФГОС.
3. Разработать и начать внедрение модели организации и осуществления методического сопровождения введения ФГОС в основной школе, для чего:
· подготовить учителей, способных работать по готовым сценариям на основе дидактических материалов, позволяющих формировать ключевые компетенции,
· подготовить учителей, способных самостоятельно разрабатывать дидактический материал сценариев, позволяющих формировать ключевые компетенции,
· подготовить учителей, способных работать по особой структуре уроков, формирующих познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД,
· обеспечить владение учителями-предметниками, работающими в 5 классах, технологиями формирования личностных результатов,
· подготовить учителей, обеспечивающих осуществление деятельностного подхода в обучении учащихся 5 классов
4. Начать освоение комплектов диагностических и контрольно-оценочных заданий педагогами-участниками эксперимента.
5. Создать и апробировать модель внеурочной деятельности, определить эффективность развивающих занятий 2013-2014 учебного года
6. Создать условия для формирования у учащихся и педагогов ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время через внедрение мультимедийных, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов.
7. Разработать и апробировать систему стимулирования и мотивации педагогических работников к освоению и реализации требований ФГОС
1. Количество учащихся 5-х классов, обучающихся по ФГОС ООО 87 человек
2. Классные руководители 5-х классов: 5А- Калинина В.С., 5Б- Иванова Т.Г., 5В- Зорина Н.С., 5Г- Столярова С.В.
3. Количество учителей, работающих в 5 классе: 22 учителя
4. Из них количество учителей, прошедших курсы повышения квалификации (КПК) по ФГОС ООО: 21 учитель
5. Причины отсутствия КПК: заявлена на прохождение курсов в 2014 году
6. Обеспеченность учебниками, в соответствии с ФГОС ООО: в наличии 100%.
7. Какие учебники отсутствуют, причины: Недостающие учебники заказаны.
8. В образовательном процессе используются ИКТ-технологии всеми учителями, какие проблемы возникают.
Всеми учителями используются следующие ИКТ-технологии:
- мультимедиа-технологии ( в настоящее время не каждый учебный кабинет оборудован стационарной компьютерной техникой и мультимедиа проектором);
- электронный журнал, электронные дневники ( в настоящий момент не используются). (Используется для выставления отметок, назначения домашнего задания, оперативной связи с родителями);
- интерактивное оборудование используется на уроках истории, биологии, информатики; математики; русского языка и литературы; английского языка.
- дистанционные образовательные технологии частично используется учителями-предметниками.
- кейс технологии: информатика;
- проблемного обучения: информатика, биология, история.
- технология уровневой дифференциации: информатика, математика.
- здоровьесберегающие технологии - информатика, биология ОБЖ, физическая культура.
- проектная технология- русский язык и литература, биология, география, английский язык
- критического мышления: русский язык и литература, биология
Проблемы:
- осуществляется поставка оборудования в соответствии с ФГОС (кабинет еще не оборудован);
- отсутствие электронных учебных материалов к части учебникам (не разработаны на уровне издательств).
9. Учебные кабинеты оснащены оборудованием, в соответствии с ФГОС, какие проблемы возникают
Таблица 1. Информационно-техническая оснащенность
№
|
Показатель
|
Значение
|
1.
|
Количество персональных ЭВМ (показывается количество всех имеющихся ПК), учитывая ноутбуки
из них:
|
126
|
1.1.
|
приобретённых за последние три года (ед.)
|
|
1.2.
|
используются в учебных целях (показывается количество ПК из всех имеющихся, которые используются в учебных целях)
|
120
|
2.
|
Наличие кабинетов основ информатики и ИКТ (при отсутствии таких кабинетов поставить «0»), учитывая мобильный кабинет (ед.)
|
6
|
2.1.
|
в них рабочих мест с ЭВМ (мест), кроме рабочего места учителя
|
77
|
3.
|
Наличие библиотечно-информационного центра (ед.)
|
1
|
3.1.
|
- рабочих мест с ЭВМ (мест), кроме рабочего места библиотекаря
|
1
|
4.
|
Дополнительное оборудование
|
|
4.1.
|
Количество интерактивных досок
|
3
|
4.2.
|
Количество интерактивных приставок
|
2
|
4.3.
|
Количество мультимедийных проекторов
|
14
|
4.4.
|
Наличие аудио и видеотехники (указать наименование, количество)
Музыкальный центр
Телевизор
Видеомагнитофон
Магнитофон
Цифровая фотокамера
Цифровая видеокамера
DVD-плеер
Факсов
Модемов
|
4
9
3
3
2
3
|
4.5.
|
Множительная и копировальная техника (указать наименование, количество)
Принтер лазерный
Принтер лазерный цветной
МФУ принтер/копир/сканер
Сканер
|
15
2
11
4
|
4.6.
|
Наличие специального комплекса для оборудования и оснащения кабинетов физики, биологии, химии, иностранного языка (указать наименование, количество)
|
1
|
Таблица 2. Специальные программные средства, кроме программных средств общего назначения
Показатель
|
Значение
|
Наличие обучающих компьютерных программ и электронных версий учебных пособий по отдельным предметам или темам (да/нет/в проекте)
|
да
|
Наличие программ компьютерного тестирования учащихся (да/нет/в проекте)
|
да
|
Наличие электронных версий справочников, энциклопедий, словарей и т.п. (да/нет/в проекте)
|
да
|
Наличие специальных программ автоматизации процессов обучения (электронное расписание, электронный журнал) (да/нет/в проекте)
|
в проекте
|
Наличие программ для решения организационных, управленческих и экономических задач учреждения (кадровое, бухгалтерское ПО и т.п.) (да/нет)
|
да
|
Наличие электронных библиотечных систем (каталоги) (да/нет)
|
да
|
Таблица 3. Доступ в Интернет
Показатель
|
Значение
|
Подключено ли учреждение к сети Интернет (да, нет)
|
да
|
Тип подключения: модем, выделенная линия, спутниковое
|
выделенная линия
|
Скорость подключения к сети Интернет
|
От 2 мбит/с до 3 мбит/с
|
Количество персональных ЭВМ, подключённых к сети Интернет (ед.)
|
60
|
Количество персональных ЭВМ в составе локальных сетей (ед.)
|
60
|
Наличие в учреждении электронной почты (да, нет)
|
да
|
Имеет ли учреждение собственный сайт в сети Интернет (да, нет)
|
да
|
На сегодняшний день школа располагает необходимой технической базой: имеются печатные и электронные носители образовательной информации, аудио и видеоматериалы, электронные образовательные ресурсы, мультимедийные средства обучения. В школе пока не создано единое информационное пространство за счет локальной сети. Всего в школе – 6 компьютерных класса (2 стационарных и 2 мобильных, 1 лингвистический в кабинете английского языка, 1 дистанционный), проекторов, интерактивные доски, есть постоянный доступ в Интернет (со скоростью от 1 мбит/с до 5 мбит/с). Во всех учебных кабинетах есть доступ в Интернет.
Поступило оборудование для кабинетов биологии, географии, русского языка, математики, спортивное оборудование для уроков физической культуры.
10.Количество уроков, посещенных в 5 классе администрацией школы:15 уроков
11.Среднее количество часов внеурочной деятельности, посещаемых учащимися 5-х классов: 3-4 часа в неделю.
Содержание внеурочной деятельности определялось на основе анкетирования родителей и с учетом имеющихся ресурсов.
Образовательным учреждениям разработана модель организации внеурочной деятельности по всем 4 направлениям. Спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное.
Все кружки работают систематически, имеют программу, цели и задачи. Следует отметить, что внеурочной деятельностью в 5 классах охвачены 100 % учащихся. Школьники в рамках сетевого взаимодействия посещают музыкальную школу, школу искусств, спортивные секции, это тоже внеурочная деятельность, направленная на развитие школьников.
|